Отправной точкой любого процесса воссоздания утраченного произведения искусства является
архитектурный проект, который, в свою очередь, опирается на исторические материалы, и, прежде
всего, на иконографию этого произведения. Проектная документация по воссозданию Янтарной комнаты,
разработанная группой архитекторов под руководством А. А. Кедринского, включала в себя
прорисовку всех янтарных панно в натуральную величину с последующим изготовлением цветовых
эталонов - воспроизведением деталей в цвете. Затем на основании проекта и довоенных фотографий
скульптор-модельщик в пластилине и гипсе выполняет объемные модели, т.е. лепит все элементы
декора в натуральную величину. Цветовые и лепные эталоны являются исходным материалом, на котором
и базируется собственно процесс воссоздания деталей в янтаре, осуществляемый
реставраторами - камнерезами.
В отделке Янтарной комнаты присутствовало сложное сочетание разных видов художественной
обработки янтаря.
В процессе воссоздания всех элементов декора, мельчайшие кусочки янтаря, из которых они
состоят, специальным образом маркируются. После предварительной сборки янтарь подвергают
окраске - колорированию, осуществляемому путем термической обработки и варки кусочков
янтаря в специальных красящих растворах. После окраски все детали с помощью мастики вновь
монтируются на деревянную основу с тщательной подгонкой друг к другу. Затем излишки мастики
убираются, поверхность натирают до блеска.
Панель готова.
<<
>>
Лепные эталоны
Цветовые и лепные эталоны являются исходным материалом, на котором и базируется собственно процесс воссоздания деталей в янтаре, осуществляемый реставраторами-камнерезами. В фотогалерее представлены некоторые лепные эталоны Больших зеркальных рам, а также процесс их создания.
|
|
Виды художественной обработки янтаря
|
Плоский набор
В технике плоского набора исполняются гладкие поверхности панно. При этом используется непрозрачный, "глухой" янтарь, который распиливается на пластинки толщиной 5 мм. Этим пластинкам, подобранным по структуре и цвету, придают криволинейные очертания, соответствующие форме оригинала. Воссозданные детали набора нумеруются, подгоняются друг к другу и временно фиксируются на деревянную основу при помощи специальной мастики. Далее янтарные пластинки шлифуются, причем более интенсивной обработке подвергаются края. Этот процесс называется кабашонированием.
|
Сложнопрофилированная резьба
Все сложнопрофилированные элементы декора (рамы, тяги, карнизы и т.д.) состоят из большого числа кусочков янтаря, которым необходимо придать соответствующую форму, четко подогнать их торцы друг к другу и собрать в отдельные фрагменты. Затем они соединяются между собой в систему профилей для получения законченных архитектурных элементов.
|
|
|
Объемная резьба
Объемная резьба включает в себя такие скульптурные детали, как многофигурные рельефы, гирлянды из фруктов и цветов, картуши, листья аканта, орнаментальные композиции. Объемная резьба, для которой используется самый лучший янтарь, выполняется из крупных цельных или склеенных кусков этого самоцвета. При создании объемных деталей, входящих в декор янтарных рам, очень важно соблюдать сопряжение их формы и высоты рельефа со сложными профилями, к которым они примыкают.
|
Внутренняя резьба (инталия)
Внутренняя резьба представляет собой гравировки, исполняемые на прозрачном янтаре с тыльной стороны. В этой технике выполнены все геральдические композиции на панелях цокольного яруса (орлы, вензеля и др.), медальоны с пейзажными сценами на узких панно и на больших рамах вокруг флорентийских мозаик. Пластины, предназначенные для гравировок, предварительно шлифуют и прокаливают. Рисунок наносится на обратную сторону пластины толщиной 5 мм на глубину 1 мм. При установке пластины с гравировкой на место под нее подкладывается цветная фольга.
|
|
информация |
история |
описание |
декоративная отделка |
флорентийские мозаики |
плафон и паркет |
коллекции |
библиография |
второе рождение |
исследование |
технологии |
процесс |
современно |
финансирование |
динамика |
мастерская |
пазл |
о янтаре |
музей |
музей |
музей |
возвращение |
о проекте
|