Государственный музей-заповедник Царское Село
Янтарная комната

  Рабочий процесс  

Работа над янтарной панелью
Работа над янтарной панелью

Отправной точкой любого процесса воссоздания утраченного произведения искусства является архитектурный проект, который, в свою очередь, опирается на исторические материалы, и, прежде всего, на иконографию этого произведения. Проектная документация по воссозданию Янтарной комнаты, разработанная группой архитекторов под руководством А. А. Кедринского, включала в себя прорисовку всех янтарных панно в натуральную величину с последующим изготовлением цветовых эталонов - воспроизведением деталей в цвете. Затем на основании проекта и довоенных фотографий скульптор-модельщик в пластилине и гипсе выполняет объемные модели, т.е. лепит все элементы декора в натуральную величину. Цветовые и лепные эталоны являются исходным материалом, на котором и базируется собственно процесс воссоздания деталей в янтаре, осуществляемый реставраторами - камнерезами.

В отделке Янтарной комнаты присутствовало сложное сочетание разных видов художественной обработки янтаря.

В процессе воссоздания всех элементов декора, мельчайшие кусочки янтаря, из которых они состоят, специальным образом маркируются. После предварительной сборки янтарь подвергают окраске - колорированию, осуществляемому путем термической обработки и варки кусочков янтаря в специальных красящих растворах. После окраски все детали с помощью мастики вновь монтируются на деревянную основу с тщательной подгонкой друг к другу. Затем излишки мастики убираются, поверхность натирают до блеска.
Панель готова.

<< >>

Лепные эталоны

Цветовые и лепные эталоны являются исходным материалом, на котором и базируется собственно процесс воссоздания деталей в янтаре, осуществляемый реставраторами-камнерезами. В фотогалерее представлены некоторые лепные эталоны Больших зеркальных рам, а также процесс их создания.

Виды художественной обработки янтаря

Плоский набор

В технике плоского набора исполняются гладкие поверхности панно. При этом используется непрозрачный, "глухой" янтарь, который распиливается на пластинки толщиной 5 мм. Этим пластинкам, подобранным по структуре и цвету, придают криволинейные очертания, соответствующие форме оригинала. Воссозданные детали набора нумеруются, подгоняются друг к другу и временно фиксируются на деревянную основу при помощи специальной мастики. Далее янтарные пластинки шлифуются, причем более интенсивной обработке подвергаются края. Этот процесс называется кабашонированием.

Сложнопрофилированная резьба

Все сложнопрофилированные элементы декора (рамы, тяги, карнизы и т.д.) состоят из большого числа кусочков янтаря, которым необходимо придать соответствующую форму, четко подогнать их торцы друг к другу и собрать в отдельные фрагменты. Затем они соединяются между собой в систему профилей для получения законченных архитектурных элементов.

Объемная резьба

Объемная резьба включает в себя такие скульптурные детали, как многофигурные рельефы, гирлянды из фруктов и цветов, картуши, листья аканта, орнаментальные композиции. Объемная резьба, для которой используется самый лучший янтарь, выполняется из крупных цельных или склеенных кусков этого самоцвета. При создании объемных деталей, входящих в декор янтарных рам, очень важно соблюдать сопряжение их формы и высоты рельефа со сложными профилями, к которым они примыкают.

Внутренняя резьба (инталия)

Внутренняя резьба представляет собой гравировки, исполняемые на прозрачном янтаре с тыльной стороны. В этой технике выполнены все геральдические композиции на панелях цокольного яруса (орлы, вензеля и др.), медальоны с пейзажными сценами на узких панно и на больших рамах вокруг флорентийских мозаик. Пластины, предназначенные для гравировок, предварительно шлифуют и прокаливают. Рисунок наносится на обратную сторону пластины толщиной 5 мм на глубину 1 мм. При установке пластины с гравировкой на место под нее подкладывается цветная фольга.


информация | история | описание | декоративная отделка | флорентийские мозаики | плафон и паркет | коллекции | библиография | второе рождение | исследование | технологии | процесс | современно | финансирование | динамика | мастерская | пазл | о янтаре | музей | музей | музей | возвращение | о проекте
Copyright (c) The State Museum Tzarskoje SeloDeveloped CTOR Studio Lanck